Изменение нормы обязательных резервов. Большая энциклопедия нефти и газа

2.1 Изменение нормы обязательных резервов

Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований – required reserve ratio). Вспомним, что обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле:

Rобяз = D х rr,

где R обяз – сумма обязательных резервов, D – общая сумма депозитов, rr – норма обязательных резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.

Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам.

Во-первых, сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10%, его кредитные возможности составят

?К= ?D – ?Rобяз = ?D – (?D х rr) = 1000 – 1000 х 0.1 = 900,

а при норме обязательных резервов, равной 20%

?К= 1000 – 1000 х 0.2 = 800.

Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора (mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов). Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2). Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и через изменение величины банковского мультипликатора.

Изменение величины кредитных возможностей (т.е. резервов) коммерческих банков ведет к изменению величины денежной базы (вспомним, что денежная база (Н) = наличность (С) + резервы (R)), а изменение величины банковского мультипликатора (1/rr) обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].

В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при норме обязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковской системой ?М1 = ?К1 х mult1 = 900 х 10 = 9000, а при норме обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег ?М2 = ?К2 х mult2 = 800 х 5 = 4000. Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).

К тому же, начиная с 1980 г. процедура пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

2.2 Регулирование учетной ставки процента

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.

Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы (на уровне банков ?M = multбанкх?К или на уровне экономики ?M = multденx?H).

Следует отметить, что в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.

Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у центрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.

Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.

Процентной ставки (i2). Увеличение предложения денег сдвинет кривую Ms1 вправо, в положение Ms2;, и соответственно понизит равновесную процентную ставку до значения (i3). Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост. Однако Дж. Кейнс и…

Сруктуры финансового рынка, банковской платежной и расчетной систем. А также совместно с Правительством РФ активно воздействовать на улучшение экономических условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика, а именно создание благоприятной среды для активного функционирования рынка межбанковских кредитов, восстановления доверия к государственым ценным бумагам со стороны российских и…

Публиковать прошедшие аудиторскую проверку подробные финансовые отчеты, составленные в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В последние годы особенностью денежно-кредитной политики Республики Беларусь была нацеленность на преодоление негативных явлений и стабилизацию национальной денежной единицы. Несмотря на определенные успехи, в денежно- …

Регуляторы рассматриваются как действенные инструменты макроэкономической стабилизации. Вместе с бюджетно-налоговыми они составляют основу современного макроэкономического регулирования. 2.5. Согласование взаимодействия фискальной и монетарной политики Для того, чтобы государственное регулирование экономики было эффективным необходимо не просто взаимодействие кредитно–денежной и бюджетно- …

Cтраница 1

Изменение нормы обязательных резервов представляет собой третий инструмент денежной политики, используемый FED для контроля за предложением денег. ?

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведет, во-первых, к изменению величины денежной базы, во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования. ?

Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис 1929 — 1933 гг. показал, что обязательные резервы в этой роли оказались не эффективны. Для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним из основных инструментов денежно-кредитной политики. Центральные банки могут применять его как ко всем инструментам кредитно-финансовой системы, так и выборочно. Например, в США до 1980 г. требование обязательных резервов касалось только банков, являющихся членами Федеральной резервной системы. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают целый ряд норм обязательных резервов. ?

В этом случае используются три основных инструмента: изменение учетной ставки процента; изменение норм обязательных резервов и экономических нормативов деятельности коммерческих банков; объемы рефинансирования. ?

Существенное воздействие на кредитные ресурсы банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств заморожена на счетах Центрального банка и не может использоваться банками. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по ссудам. ?

Для поддержания объема денежной массы в заданных параметрах регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции центральные банки используют изменения норм обязательных резервов но коммерческих банков, находящихся на счетах в цен — sn тральном банке в качестве обеспечения их обязательств по депозитам. ?

Мощным инструментом кредитно-денежной политики является изменение резервной нормы. В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. ?

Существует и другое определение — показатель Д.м. рассматривается в динамике как величина прироста денежной массы в результате прироста денежной базы (массы денег повышенной эффективности) на 1 единицу. Его увеличение может способствовать инфляции (вследствие изменения нормы обязательных резервов, увеличения скорости обращения денег и др.), даже если Центральный банк жестко контролирует денежную базу. ?

Если ранее ЦБ РФ эффективно использовал такие рычаги, как изменения ставки рефинансирования (ее постоянное снижение влекло за собой снижение ставок по кредитам и депозитам, а вслед за этим и доходности ГКО), изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, операции репо (поддержание ликвидности дилеров рынка гособлигаций путем продажи ими ГКО Центральному банку с условием их последующего выкупа), а также ломбардное кредитование (ссуды ЦБ под залог ценных бумаг), то теперь такие меры становились все менее и менее эффективными. ?

США были установлены следующие пределы изменения миннм. Изменение норм обязательных резервов влияет на наличие в банковской системе свободных ден. Это орудие кредитного контроля используется не так интенсивно, как, напр. ?

Хансена и др. бурж. Критикуй автоматизм золотого стандарта, при к-ром ради поддержания устойчивой покупательной силы денег занятость и темпы экономпч. Посредством операций па открытом рынке, изменения норм обязательных резервов, дисконтной (учетной) политики (понижения или повышения учетных ставок) и методами селективного контроля центр, (эмиссионные) банки каиита-лпетич. ?

Организация, предназначенная в первую очередь для осуществления контроля за финансовой и банковской системой страны, но имеющая и другие функции в зависимости от финансовой структуры государства. Он был национализирован только в 1946 г. В большинстве случаев центральные банки создаются как государственные учреждения, хотя, как правило, уставы предоставляют им значительную независимость от правительства. В США центральный банк представляет собой структуру, называемую Федеральной резервной системой (Federal Reserve System) и состоящую из 12 резервных банков, находящихся под общим контролем Совета управляющих Федеральной резервной системы. Права и функции центральных банков варьируют в широких пределах, но главными остаются те, что связаны с реализацией кредитно-денежной политики (monetary policy), хотя сами эти права во многом обусловлены внешними обстоятельствами, ограничивающими способность страны проводить независимую политику. Центральные банки обладают некоторыми или всеми из перечисленных ниже прав: осуществление операций на открытом рынке (open market operations), определение базовых краткосрочных ставок процента (interest) или учетных ставок (discount rate), определение и изменение нормы обязательных резервов (reserve ratios) банков, направление директив банкам и другим финансовым учреждениям относительно их кредитных операций. Другая важная функция состоит в установлении и поддержании правил, обеспечивающих честность, эффективность и надежность кредитных операций банков и других финансовых организаций. ?

Страницы: ? ???1

Обязательные резервы

Политика минимальных резервов впервые была опубликована в США в 30-е годы и сразу после 2-ой Мировой Войны ее внедрили в практику все ЦБ всех ведущих капиталистических стран.

Минимальные резервы – это вклады коммерческих банков в ЦБ,

размер, которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам.

Первоначальная практика, резервирования средств, предназначалась для страхования коммерческих банков, ЦБ брал на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию .

Другая функция подобного резервирования заключается в том, что изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств
коммерческих банков. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса наоборот. Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно увеличение нормы обязательного резерва влечет за собой уменьшение свободной денежной массы.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ.

Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов, уменьшает денежный мультипликатор, и приведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменения нормы обязательных резервов ЦБ оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике норма обязательных резервов пересматривается довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия через мультипликатор значительна.

Рефинансирование банков

Ставка рефинансирования является очень мощным инструментом воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутренних кредитов, кредитов «оверднайт».

Рефинансирование — это полное или частичное погашение кредита за счет получения новых кредитов. Наиболее целесообразно это делать, если новые кредиты можно взять меньшие процентные ставки. Колебание учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают не стабильность Российской экономики.

Девизные операции – это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы. Существует три альтернативных критерия определения эффективности валютных операций. «Направление» если направление движения валютного курса совпадает с движением направления девизных операций, то она эффективна. Другими словами если ЦБ продает или покупает валюту, то ее курс соответственно должен повышаться или понижаться.

«Сглаживание» — это когда усилили ЦБ, замедляется развитие операций. Если курс падает, то девизная операция должна приводить к плавному падению, а если увеличивается, то к торможению роста.

Операции на открытом рынке – это покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются, ЦБ может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

Операции на открытом рынке, это третий способ контроля над денежной массой. Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распространяется на наличность и депозиты, чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежного мультипликатора.

Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении. Часто подобные операции осуществляются ЦБ в форме соглашения об обратном выкупе (РЕППО), в этом случае банк продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене, через некоторый срок средства полученные от ЦБ предоставляются заемщиком коммерч.банков.

Цена этого кредита – процентная ставка, которая должна быть выше учетной ставки, иначе коммерческие банки будут убыточны, поэтому если ЦБ повышает учетную ставку — это приводит к удержанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это в свою очередь способствует уменьшению займов и следует снижению инвестиций, таким образом, манипуляция учетной ставки ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения производства.

Сущность и функция денежно – кредитной политики

Денежно- кредитная политика традиционно рассматривается как важней важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных ЦБ совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране.

С помощью этих мероприятий обеспечивается повышение эффективности производства, обеспечение занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е для решения важнейших стратегических задач стоящих перед экономикой каждой страны.

В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия, при оптимальных для данной страны темпах экономического роста.

Денежно – кредитная политика является одной из составляющих частей государственной экономической политики, включающей так же финансовую, социальную и внешнеэкономическую политику. Следовательно, высшая цель государственно денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильного экономического роста и совпадает со стратегической целью государственно экономической политики.

Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на конкретные цели, например: на регулирование количества денег в обороте, регулирования курса национальной валюты, достижения установленных ориентиров по инфляции. Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации (свободы) и уровня функциональной независимости ЦБ. Все цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например: если в условиях свободной продажи валюты ЦБ стремится к фиксированной процентной ставки на определенном уровне, т о в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты и наоборот при выборе цели денежно-кредитной политики связной с ограничениями по валютному курсу учитывать складывающийся уровень процентной ставки.

Спецификой экономических и организационных основ денежно-кредитной политики определяется спецификой ее субъектов и объектов.

Объектами денежно-кредитной политики является спрос и предложение на денежном рынке.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего ЦБ; в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и предложение денег, а так же формирование равновесной цены денег.

Выбор и достижения поставленных промежуточных целей денежно-кредитной политики, может повлиять на состояние денежного рынка через формирование, как предложения, так и спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке подвижно, т.е оно постоянно меняется под воздействием ряда факторов.

Представим, что предложение денег меняется, а спрос на деньги остается постоянным. При увеличении предложения денег возникает их кратковременный избыток. Население стремиться уменьшить свои денежные запасы не приносящие проценты, покупая другие финансовые активы(акции). Спрос на них растет цены соответственно увеличиваются. Стоимость не приносящих процентов денег падает. Население фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они должны держать на руках. Стоимость этих денег снижается и восстанавливается равновесие.

Если денежно-кредитная политика гибкая, то ост предложения денег может быть скорректирован ЦБ, т.е для того чтобы не вызвать инфляцию нужно уменьшить предложение денег. Теперь предложение, что спрос на деньги меняется, а предложение остается неизменным. Т.е требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики. При неизменном предложении денег равновесие может устанавливаться при росте цены, денег, кризис. При гибкой денежно-кредитной политики увеличение спроса на деньги может компенсироваться ростом денежного предложения.

В общем виде в основе денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

В современных условиях используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

    Политика кредитной экспансии (или дешевых денег)

    Политика кредитной рестрикции(дорогих денег)

Кредитная экспансия ЦБ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте.

Кредитная ретракция влечет за собой ограничения возможностей коммерческих банков по выдаче кредита и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

Практические аспекты формирования денежно-кредитной политики предполагает разработку целого ряда вопросов, из которых можно выделить следующее:

    Выбор конкретной тактической цели денежно-кредитной политики работающей наиболее эффективно на достижении стратегической цели.

    Выбор приоритетного объекта денежно-кредитной политики: спрос или предложение денег, процентная ставка или кол-во денег.

    Будет ли ЦБ жестко следовать выработанным установкам денежно-кредитной политики или станет их менять в зависимости от складывающихся тенденций развития экономики, т.е будет проводить так называемую дискреционную денежно-кредитную политику предполагающую свободу действий.

    Как проведение денежно-кредитной политики влияет на инфляционные тенденции.

Банк России следует принципам единой государственной денежно-кредитной политики

Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. Банк России учитывает влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние Российской экономики. Россия как страна с открытой экономикой сильно зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры (положение на рынке) сегодня не имеет возможности перейти к свободно плавающему валютному курсу рубля. В таких условиях как показывает практика многих стран необходимо использовать режим управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резкого колебания обменного курса национальной валюты. По мере создания Банк России будет постепенно сокращать свое участие, на внутреннем валютном рынке сосредотачивая цели на максимально точном достижении целей по уровню инфляции.

Большинство ЦБ стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования используют систему резервных требований. Резервные требования – представляют собой определенную часть денежной среды банка, которую они в соответствии с законодательством обязаны хранить в качестве резервов в ЦБ. Данные резервы относятся к числу обязательных. В тоже время коммерческие банки, могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств превышающих объем обязательных резервов.

Традиционно называется двоякое назначение резервных требований:

    Текущее регулирование банковской ликвидности

    Текущее регулирование кредитного рынка и эмиссии кредитных денег коммерческими банками

Исторически возникновение системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банкам своевременность выполнения взятых на себя обязательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего требовалось всегда иметь денежную наличность в определенном объеме.

Указанная наличность может использоваться для своевременного погашения обязательств банка перед вкладчиками и кредиторами.

Постепенно данный инструмент стал выполнять и другую роль – обеспечивать регулирование объема выдаваемых ссуд и эмиссии кредитных денег, что стало возможным при законодательном закреплении права ЦБ изменять норму отчисляет в фонд обязательного резервирования.

Исходной экономической составляющей обязательного резервирования служит база резервирования определяющая состав привлеченных средств участвующих в расчете объема обязательных резервов.

Привлеченные средства по источникам образования делятся на: депозитные и не депозитные.

Депозитные источники – это средства ю/л и ф/л, внесенные или в банк по средствам вклада, а так же средства привлеченные банком, путем выпуска векселей.

Основные не депозитные источники – это межбанковские кредиты и кредиты БР. Межбанковские кредиты представляющие основной вид привлеченных средств не депозитного происхождения предназначены не для выдачи ссуд, а для непосредственного регулирования ликвидности кредитный организаций. Такую функцию выполняют и кредиты ЦБ. Использовать межбанковский кредит для выдачи ссуд экономически не выгодно, они более дороги по сравнению с депозитами. При определении базы резервирования, необходимо изучить конкретные источники и формы привлеченных средств, используемые в той или иной стране, чтобы нормативно закрепить в документах ЦБ в состав привлеченных ресурсов относимых к базе резервирования.

Другим элементам системы резервирования является ставка (норма) резервирования.

Данный элемент непосредственно отражает при регулирования денежной массы и ликвидности банковской системы.

Привлеченные средства:

1.Депозитные(вклады ф/л и ю/л в основном идут для выдачи ссуд)

2. Не депозитные (межбанковские кредиты, которые идут на погашение задолжности банка, в основном краткосрочные)

Снижение нормы резервирования
связывается с необходимостью расширить денежную массу по средствам активации кредитной деятельности банков.

Увеличение нормы резервирования обосновывается делением инфляционных процессов и необходимостью в этой связи уменьшать денежную массу по средствам кредитного мультипликатора.

Денежно-кредитная политика, как правило ориентируется на поддержание наиболее ценообразной структуры денежной массы, а так же предусматривает деформацию норм обязательного страхования, в зависимости от видов депозитов и приоритетов развития отдельных депозитов. Установление большей высокой ставки резервирования по вкладам до востребования по сравнению со срочными и сберегательными вкладами стимулируя развитие последних.

Повышенная ставка обязательного резервирования для вкладов ф/л призвано усилить гарантии государства по своевременному разрешению обязательств перед населением. К числу законодательных актов определяющих правовую основу обязательного резервирования в России относятся:

«Федеральный закон о ЦБРФ» и «Федеральный закон о банках и банковской деятельности»

?????????????????????????????????????????

В мировой экономической практике процентная политике процентная политика ЦБ является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики.

Она проводится по двум направлением:

    Регулирование займов коммерческих банков у ЦБ

    Депозитная политика ЦБ

Проводя кредитование коммерч.банков ЦБ-ки выступают кредиторами последней инстанции, становятся участниками межбанковского рынка, выполняют свою функцию, как органы денежно-кредитного регулирования.

С помощью процентной политики ЦБ получает возможность:

Воздействовать на спрос и предложение, на денежном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов.

Регулировать уровень ликвидности коммерч.банков, их кредитную активность.

Регулировать объем денежной массы в стране.

Предоставлять кредитным институтам экстренную финансовую помощь.

Изменяя процентную ставку по своим кредитам и депозитам, ЦБ могут оказывать воздействие на состояние денежно-кредитного рынка и определять направление денежно-кредитной политики, а именно политику дешевых или дорогих денег.

Политикой дешевых денег ЦБ уменьшают %-ные ставки по кредитам выдаваемые коммерческими банками.

В свою очередь производители инвесторы могут получать денежные кредиты уже через коммерческие банки на развитие и производства.

Политика дешевых денег означает расширение масштабов кредитования ослабленные контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня % ставки. Она обычно сопровождается сокращением налоговых ставок, приростом непроизводительных расходов государственного бюджета.

В качестве целей осуществления политики дешевых денег выступает стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы. Когда денежная масса превышает, допустимы уровень, это вызывает повышение цен, в этом случае ЦБ должны проводить реструкционную денежную политику (содержание выпуска дополнительных денег) – политика дорогих денег.

Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы и расширять масштабы кредитных операций.

Регулирование учетной ставки

Достаточно тонкий инструмент регулирования и ЦБ не всегда удается достичь намеченной цели.

Ставка рефинансирования – это процентная ставка, применяемая ЦБ в его операциях с коммерческими банками и другими кредитными институтами при покупке государственных краткосрочных обязательств и переучете частных коммерческих векселей. С помощью этого инструмента денежно-кредитной политики, ЦБ воздействует на ставки межбанковского рынка, а так же ставки по депозитам ю/л и ф/л и кредитам, предоставляемым им кредитным организациям.

Ставка рефинансирования является одной из процентных ставок, которые ЦБ использует при предоставлении кредита банкам в период рефинансирования.

Банки вынуждены обращаться к рефинансированию когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынке.

Официальная учетная ставка – это плата взимаемая ЦБ при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до поступления сроков оплаты по ним.

Процентная политика БР в 1999г. заключалась в регулировании % -ных ставок по всем двум операциям на денежном рынке с целью поддержать необходимый уровень ликвидности банковской системы. При этом банк России стремился к снижению % ставок в реальном выражении.

В 2000 г ставка рефинансирования была снижена с 23 до 28 %. В апреле 2002 г действовала на уровне 22 %. С 2003 г наблюдалось устойчивое снижение ставки, по состоянию на 2005 г ставка рефинансирования составляла 13%.

Повышая процентную ставку, национальный банк меньше стимулирует банки к выдаче ссуд, что уменьшает денежную массу.

Джон Кейнс отмечал, что изменение учетной ставки, «главным образом является средством регулирования количества «банковских денег», и часто использовалось с целью ограничения денежного предложения».

Изменение нормы обязательных резервов. Международный опыт показывает, что даже незначительные колебания нормы обязательных резервов ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег (это напрямую связано с понятием банковского мультипликатора, его существование объясняется тем, что каждый из банков при различных межбанковских операциях обязан делать отчисления согласно нормы обязательных резервов, что приводит к значительному изменениям количества денег). Поэтому часто норму обязательных резервов не меняют, а пользуются этим инструментом фискальной политики только в крайних случаях.

Чрезмерное повышение нормы обязательных резервов чревато снижением деловой активности банков, невозможностью эффективного использования привлеченных ресурсов, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и может привести к ее кризису.

Значительное уменьшение нормы резервов может привести к резкому увеличению денежной массы и, как следствию, росту уровня цен, то есть росту темпов инфляции.

Одной из важнейших задач, стоящих перед центральным банком, Джон Кейнс считал контроль над совокупным объемом «банковских денег», создаваемых коммерческими банками.

Он считал, что преимущество этого метода состоит в том, что он оказывает прямое воздействие на величину банковских резервов и приводит их к изменению в нужном для центрального банка направлении.

Примечательно, что Джон Кейнс раскрыл сущность и механизм действия этого метода в работе «Трактат о деньгах» вышедшей до начала практического применения норм обязательных резервов.

Операции на открытом рынке предполагают, с одной стороны, покупку и продажу государственных облигаций национальным банком, с другой стороны – коммерческими банками, организациями и населением.

Продавая облигации, национальный банк может уменьшить денежное предложение или использовать полученные от продажи деньги для сокращения дефицита бюджета, не покрываемого за счет налоговых поступлений. Действенность системы операций на открытом рынке в большой степени зависит от уровня развития финансовой системы и доверия населения государству.

Джон Кейнс сделал вывод о превращении операций на открытом рынке в основной инструмент фискальной политики, но он явно преувеличивал роль и эффективность этого инструмента. Он писал, что регулярное применение этого инструмента «позволяет центральному банку поддерживать уровень резервов коммерческих банков на том уровне, на котором он пожелает». Однако использование этого метода ограниченно, так как при значительном увеличении массы государственных облигаций растет государственный долг, что приводит к некоторым отрицательным последствиям, в том числе, связанным с нестабильностью национальной валюты и инфляции.

Следует отметить, что действие описанных выше инструментов в большой степени зависит от уровня развития банковской системы и от того, какова доля денежного агрегата М0 в общей денежной массе. Чем меньше его доля (то есть чем больше используется безналичных расчетов для оплаты экономических благ), тем легче будет управлять денежным предложением с помощью описанных выше инструментов.

Очень важным инструментом антиинфляционной политики является контроль над денежной эмиссией. Она должна производится по трем каналам: кредитование государства, хозяйства и под прирост золотовалютных резервов.

Эмиссия денег должна проходить в определенных рамках и должна жестко контролироваться. В случаях дефицита денежной массы начинают возникать неофициальные «эмиссионные центры», выпускающие различные денежные суррогаты, которые насыщают значительную часть хозяйственного оборота. Появление таких суррогатов затрудняет расчет реальной массы денег, что приводит к принятию ошибочных решений. Кроме того, уменьшение денежной массы уменьшает совокупный спрос, что приводит к последующему уменьшению совокупного предложения и краху экономики.

Избыточная эмиссия денег приводит к значительному увеличению денежной массы, что, в свою очередь, вызывает рост совокупного спроса и, как следствие, рост уровня цен, так как экономические субъекты не в состоянии в течение короткого промежутка времени увеличить предложение.

Логика регулирования инфляции, по Кейнсу, такова: контроль нельзя сосредоточить лишь на динамике наличного обращения; регулирование инфляции должно осуществляться в значительной степени через контроль над «банковскими деньгами». Однако в целом он считал важным элементом регулирования инфляции контроль над налично-денежной массой в обращении вследствие того, что этот фактор проще всего поддается регулированию со стороны центрального банка.

Джон Кейнс рассматривал денежно-кредитное регулирование как искусство, которое должно применяться своевременно и в нужных пропорциях; считал необходимым постоянное развитие его техники, с тем, чтобы регулирование было быстрым и эффективным.

В целом же для корректного регулирования эмиссии было разработано Золотое правило монетаризма , которое рекомендует проводить предсказуемую фискальную политику с устойчивым ростом денежной массы на 3 – 5% в год.

Приведенные выше инструменты борьбы с инфляцией могут быть использованы государством для борьбы с инфляцией, но ошибочно полагать, что монетарные инструменты – это единственный способ влияния на инфляцию. Объем денежной массы, конечно, влияет на инфляционные процессы, но его влияние не безгранично. Нельзя бороться с инфляцией только путем сжатия денежной массы.

1.3. Немонетарные инструменты антиинфляционной политики.

На уровень инфляции, кроме размеров денежной массы, бюджетного дефицита и государственного долга, очень сильно влияет реальное состояние экономики. Поэтому стратегия экономического роста при инфляции издержек может в значительной степени помочь «победить» инфляцию.

Таким образом, при отборе инструментов антиинфляционной политики появляется довольно надежный критерий: хороши те из них, которые в состоянии обеспечить экономический рост.

Рассмотрим некоторые из таких инструментов.

Особое место в антиинфляционной политике принадлежит банковской системе . Являясь институтом обмена, банк стал тем единственным каналом, по которому денежные средства перетекают в хозяйственный оборот. Будучи участником кредитных отношений, банк неизбежно преобразует деньги в капитал, осуществляет его прилив из одной отрасли, одного региона в другие отрасли национального хозяйства и регионы страны. В странах со слаборазвитой банковской системой описанные выше функции не могут быть выполнены банками, поэтому таким странам требуется развитие банковской системы. Банковская система должна быть связана с реальным сектором экономики, чтобы она могла оказывать реальное влияние на динамику производства.

Норма обязательных резервов считается одним из самых эффективных инструментов государства. Данный показатель устанавливается центральным банком страны для коммерческих кредитных организаций и закрепляется законодательно. Цель формирования резервов заключается в страховании всей банковской системы от непредвиденных обстоятельств, в поддержании уровня ликвидности и рентабельности. Кроме того, они повышают надежность и гарантируют сохранность сбережений граждан, находящихся на

В качестве мотивирующего фактора, когда создавались обязательные резервы, выступало желание всегда обладать определенной суммой денежных средств, за счет которых банк своевременно возвращает деньги клиента. В современной экономической ситуации правительство использует такие резервы для регулирования объема Например, когда в обращении ходит слишком много наличности, и в связи с этим ускоряются инфляции, норма обязательных резервов специально повышается. Таким образом, происходит удорожание кредитов и сдерживание части средств в расчетно-кассовом центре национального банка.

Не стоит забывать и о том, что с помощью подобных резервов правительство контролирует естественные процессы на финансовом рынке, корректируя стоимость ценных бумаг. Однако данным инструментом следует правильно управлять, ведь, помимо положительного его влияния, можно выделить и ряд недостатков. К примеру, постоянно изменяющаяся норма обязательных резервов порождает дисбаланс во всей так как приспособиться к новым условиям любому кредитному учреждению достаточно сложно. К тому же суммы, отчисляемые в резерв, подвергаются налогообложению, а значит, часть средств коммерческий бак теряет безвозвратно.

Должны содержать достаточно средств, чтобы сохранить финансовую устойчивость организации в изменяющихся условиях. Если их не хватает, то коммерческим банкам приходится брать ссуды у национального банка либо реализовывать часть своих ценных бумаг. А в итоге уровень общей ликвидности заметно снижается. Такую картину можно наблюдать при повышении норм резервирования. При их снижении высвобождаются кредитные ресурсы, которые идут на погашение существующей задолженности, что, соответственно, увеличивает ликвидность.

Норма обязательных резервов может повлиять на процентную ставку, уплачиваемую юридическими или физическими лицами в качестве вознаграждения за пользование кредитом. Конечно, когда правительство проводит политику «дорогих денег», сумма отчислений в резерв увеличивается — и тогда свободных кредитных ресурсов, находящихся в распоряжении банка, становится меньше. Это и является причиной роста процентной ставки по займам. Однако не всегда центральному банку удается воздействовать на коммерческие Может сложиться ситуация, при которой банки проводят масштабные операции и обладают большим количеством клиентов, а значит, и размер их прибыли будет достаточно высок. Устойчивое финансовое положение позволяет переводить на счет в национальном банке резервные требования, не меняя размер процентных ставок по кредитам и депозитам.

Поэтому государственным органам следует тщательно изучить рыночную конъюнктуру, исследовать банковский сектор, и только потом предпринимать конкретные меры воздействия на экономику. Конечно, любое изменение нормы обязательного резервирования должно быть тщательно продумано и обосновано. В условиях стабильной экономики введение изменений может негативно сказаться на всей банковской системе, тогда имеет смысл воспользоваться другими рычагами денежно-кредитной политики.